Избранное

ТАСС

30 декабря 201611:35
Как мы запустили стартап на Сахалине
Где никто не знает этого слова
Хиун Ким
Сооснователь «РокетГо»

У предпринимателей в России есть стереотип: чиновники если что и могут, то брать взятки и вставлять палки в колеса. Неспроста они, наверно, так думают, но в нашем случае всё было не так. Дружба с чиновником помогла нашему стартапу продержаться на этапе MVP, когда бизнес-модель тестируется. Более того, без поддержки властей наш стартап вообще бы не состоялся.

Сахалин — это не Кремниевая долина, и мы единственные стартаперы на острове. Почему мы не уехали в Москву? Ждём туристический бум. В марте 2016 года Дмитрий Медведев подписал указ о создании здесь территории опережающего развития на базе горнолыжного курорта «Горный воздух». Государственные и частные инвестиции в туристическую отрасль составят 16 млрд рублей. Турпоток, по прогнозам правительства Сахалинской области, вырастет с 241 000 туристов в 2015 году до 328 000 в 2017 году, и это не считая иностранных туристов.

В расчёте на туристов мы написали приложение для смартфонов, в котором можно заказать любую туристическую услугу на Сахалине по стоимости не дороже, чем при заказе напрямую. Предполагалось три источника дохода: продажа скипассов на лыжные склоны, продажа авиабилетов (партнёрская программа агрегатора Aviasales) и главное — заказ гостиничных номеров, такси, столиков в кафе, туров и всего, что может понадобиться туристу. Продажа скипассов и билетов автоматизирована, а остальное происходит в форме чата. Мы вдохновлялись американским проектом Magic, где в формате чата через SMS можно заказать всё, что угодно — даже вертолёт в течение получаса.

Идея пришла в голову мне и моему товарищу Вадиму Митьковцу, владельцу местной сети цветочных магазинов. Приложение разрабатывал наш третий партнёр — Илья Пак. С ним мы познакомились в корпорации «Сахалин Энерджи», где я был IT-менеджером, а он — проектировщиком нефтяных скважин. На разработку ушло два месяца, после чего мы с Вадимом стали вести переговоры с местными предпринимателями, предлагая партнёрство за 10-30% от стоимости их услуг. И тут начались проблемы. Нас никто не хотел слушать.

Если не брать в расчёт нефтяные компании, где всё по последнему слову техники, развитие IT на Сахалине отстаёт от центральной России лет на шесть. Большинство предпринимателей даже не используют CRM-системы — только Word и Excel. Им было сложно объяснить, как приложение поможет им найти новых клиентов. Переговоры затянулись и с «Горным воздухом» — крупнейшим туристическим объектом острова. Но там причины были другие: курорт принадлежит государству, и любые изменения в его работе тормозит бюрократия.